Эксперименты с бензином
В конце прошлого года я как-то наткнулся на статью в интернете о том как проверить качество бензина в домашних условиях, и мне пришла в голову идея протестировать все заправки нашего города. Недавно появилась такая возможность, и я решил осуществить давно задуманную идею. И хотя протестировать абсолютно все заправки не получилось (сколько их там вообще у нас?), но 4 крупнейшие «заправки» в этот тест все же попали. Говоря о заправках я имею ввиду сеть автозаправочных станций, хотя по сути тестировались именно конкретные заправки. Маршрут пролегал от гаража до самого дома в восьмом микрорайоне, и по пути я заезжал на нужную заправку, заправлял железную канистру на 500 тенге бензином АИ92 и переливал его в прозрачные баклажки. Так было 4 раза:

Баклажки пронумерованы в том порядке в котором я заезжал на заправки: 1 — Бахыт, 2 — Гелиос, 3 — Казмунайгаз, 4 — Био+. А теперь попробуйте угадать мой маршрут ;)
Но смысл не в маршруте, а как раз в тесте: как видите на картинке уровень заполнения бутылок не одинаковый, и это был один из первых и важных тестов — на сколько автозаправщики недоливают бензина — теперь тут примерно видно. На самом деле столкнулся я с одной трудностью, бутылки внешне одинаковы, но вот по высоте вроде как разные, а последняя оказалась с кривым дном, потому и уровень в ней мог быть не совсем правильным. Чтобы развеять все сомнения, я переливал по-очереди все баклажки в одну, отмечая набранный уровень. Картина, тем не менее, получилась примерно похожей:

На ней уровень из четвертой бутылки находится между уровнем 2 и 3, он не подписан. Это, кстати говоря, бензин из Био+, который на день покупки стоил не 112 тенге, а 110, то бишь на несколько миллилитров его должно было быть больше чем в остальных. Как видите, это не так. В данном тесте неоспоримая победа идет за Гелиосом.
Еще один тест, простой как 3 копейки — это тест цвета бензина. По некоторым источникам из Интернета качественный бензин должен быть бледно-желтого цвета. Богдан Гузь, владелец автозаправки: «Бывает бензин поддельный. То есть для этого берут разные компоненты коксохимпроизводства. Бывает, что эти компоненты не очищены от смол. Тоже может окрасить бензин в такие вот темные цвета. Будем говорить, бензин будет не светло-желтый, а коричневато-желтый» — цитата из инета по этой теме.
Третий тест уже более интересен: простояв на балконе неделю, а то может и того больше, на дне некоторых бутылей увидел непонятные «маслообразные» скопления:


Это фотографии образцов номер 1 и номер 3. Что это за «присадки» такие пока неясно, нужно будет гуглить, но определенно их быть не должно. У №2 и №4 таких скоплений я не заметил.
Следующие тесты проводились по специальной методике, которую легко можно найти в интернете по запросу «Методы оценки качества бензина». Вкратце они описываются 6 пунктами: 1 — запах (никаких специфичных запахов быть не должно), 2 — цвет (это уже проверили), 3 — тест на бумаге (капля бензина после высыхания на чистой бумаге не должна оставлять следов), 4 — тест марганцовкой (бензин с водой после добавления марганцовки будет розоватым), 5 — горение (по-идее качественный бензин не должен оставлять продукты горения), 6 — тест рукой (качественный бензин должен подсушивать кожу, не смазывать ее). Образец под номером 1 удалось проверить только по 4 пунктам, марганцовку и горение не получилось, потому что я умудрился разлить его весь. Однако почувствовать запах, сухость и увидеть что следов на бумаге он не оставляет получилось. Впрочем по этим же тестам прошли и все остальные образцы — все вроде как и пахнут бензином, ни один из них не оставил следов на чистом листе бумаги, и ни один не оставил ощущение жирности на коже руки.
Куда интереснее посмотреть на результаты горения и тест марганцовкой. Как я уже и говорил, первый образец до этого не дожил, а вот остальные проверить получилось. Результаты видно на картинках:
Образец 2


Образец 3


Образец 4


Как видите, все образцы после горения оставили отходы, у кого-то больше, у кого-то меньше. Еще я заметил, что во время горения все давали черный дым. После этого теста я уже даже немного засомневался насколько тест горения правильный, точнее утверждение того что бензин должен гореть без отходов, потому что все три образца показали примерно одинаковую картину после горения, разве что на Био+ отходов чуть меньше (везде горело одинаковое количество бензина). С другой стороны мы все знаем что Бензин в Казахстане говно, а уж в темиртау где рядом коксохим он и подавно будет таким. Интересно будет побаловаться с более высокой маркой бензина, но это уже в другой раз. Может и видео залью потом.
Тест с марганцовкой тоже все прошли на «ура». Видно что марганцовка не растворилась, а просто осталась в осадке. После последней пробы, я решил узнать а реально ли бензин окрасится в розовый, и потому добавил водички в него, получилась такая картинка:

Для полноты картины я буду дополнять этот материал новыми экспериментами, сегодня же после того как прочитал первый комментарий, я поехал на Старойл и заправился там на 500 тенге (112 тг/литр), и вот первый результат:

Видно что заполняемость на уровне Казмунайгаза, а по цвету вроде как посветлее Бахытовского, остальные тесты будут потом. Спасибо за внимание!
PS может как-нибудь получится потестить 96 бензин. Предлагайте и другие варианты, с удовольствием рассмотрю.

Баклажки пронумерованы в том порядке в котором я заезжал на заправки: 1 — Бахыт, 2 — Гелиос, 3 — Казмунайгаз, 4 — Био+. А теперь попробуйте угадать мой маршрут ;)
Но смысл не в маршруте, а как раз в тесте: как видите на картинке уровень заполнения бутылок не одинаковый, и это был один из первых и важных тестов — на сколько автозаправщики недоливают бензина — теперь тут примерно видно. На самом деле столкнулся я с одной трудностью, бутылки внешне одинаковы, но вот по высоте вроде как разные, а последняя оказалась с кривым дном, потому и уровень в ней мог быть не совсем правильным. Чтобы развеять все сомнения, я переливал по-очереди все баклажки в одну, отмечая набранный уровень. Картина, тем не менее, получилась примерно похожей:

На ней уровень из четвертой бутылки находится между уровнем 2 и 3, он не подписан. Это, кстати говоря, бензин из Био+, который на день покупки стоил не 112 тенге, а 110, то бишь на несколько миллилитров его должно было быть больше чем в остальных. Как видите, это не так. В данном тесте неоспоримая победа идет за Гелиосом.
Еще один тест, простой как 3 копейки — это тест цвета бензина. По некоторым источникам из Интернета качественный бензин должен быть бледно-желтого цвета. Богдан Гузь, владелец автозаправки: «Бывает бензин поддельный. То есть для этого берут разные компоненты коксохимпроизводства. Бывает, что эти компоненты не очищены от смол. Тоже может окрасить бензин в такие вот темные цвета. Будем говорить, бензин будет не светло-желтый, а коричневато-желтый» — цитата из инета по этой теме.
Третий тест уже более интересен: простояв на балконе неделю, а то может и того больше, на дне некоторых бутылей увидел непонятные «маслообразные» скопления:


Это фотографии образцов номер 1 и номер 3. Что это за «присадки» такие пока неясно, нужно будет гуглить, но определенно их быть не должно. У №2 и №4 таких скоплений я не заметил.
Следующие тесты проводились по специальной методике, которую легко можно найти в интернете по запросу «Методы оценки качества бензина». Вкратце они описываются 6 пунктами: 1 — запах (никаких специфичных запахов быть не должно), 2 — цвет (это уже проверили), 3 — тест на бумаге (капля бензина после высыхания на чистой бумаге не должна оставлять следов), 4 — тест марганцовкой (бензин с водой после добавления марганцовки будет розоватым), 5 — горение (по-идее качественный бензин не должен оставлять продукты горения), 6 — тест рукой (качественный бензин должен подсушивать кожу, не смазывать ее). Образец под номером 1 удалось проверить только по 4 пунктам, марганцовку и горение не получилось, потому что я умудрился разлить его весь. Однако почувствовать запах, сухость и увидеть что следов на бумаге он не оставляет получилось. Впрочем по этим же тестам прошли и все остальные образцы — все вроде как и пахнут бензином, ни один из них не оставил следов на чистом листе бумаги, и ни один не оставил ощущение жирности на коже руки.
Куда интереснее посмотреть на результаты горения и тест марганцовкой. Как я уже и говорил, первый образец до этого не дожил, а вот остальные проверить получилось. Результаты видно на картинках:
Образец 2


Образец 3


Образец 4


Как видите, все образцы после горения оставили отходы, у кого-то больше, у кого-то меньше. Еще я заметил, что во время горения все давали черный дым. После этого теста я уже даже немного засомневался насколько тест горения правильный, точнее утверждение того что бензин должен гореть без отходов, потому что все три образца показали примерно одинаковую картину после горения, разве что на Био+ отходов чуть меньше (везде горело одинаковое количество бензина). С другой стороны мы все знаем что Бензин в Казахстане говно, а уж в темиртау где рядом коксохим он и подавно будет таким. Интересно будет побаловаться с более высокой маркой бензина, но это уже в другой раз. Может и видео залью потом.
Тест с марганцовкой тоже все прошли на «ура». Видно что марганцовка не растворилась, а просто осталась в осадке. После последней пробы, я решил узнать а реально ли бензин окрасится в розовый, и потому добавил водички в него, получилась такая картинка:

Для полноты картины я буду дополнять этот материал новыми экспериментами, сегодня же после того как прочитал первый комментарий, я поехал на Старойл и заправился там на 500 тенге (112 тг/литр), и вот первый результат:

Видно что заполняемость на уровне Казмунайгаза, а по цвету вроде как посветлее Бахытовского, остальные тесты будут потом. Спасибо за внимание!
PS может как-нибудь получится потестить 96 бензин. Предлагайте и другие варианты, с удовольствием рассмотрю.
22 комментария
Автор, для начала изучи кухню заправочную. Какие существуют нюансы, например, а если не знаешь спроси у компетентных лиц.
Автор,
Задам тебе пару наводящих вопросов:
учел ли ты температуру гсм?
Знаешь ли ты, что бензин здорово изменяет свой объем при нагреве?
Сколько в 1литре воды килограмм? А в одном литре бензина? Ну это я про плотность — один из основных параметров бензина.
у наливного оборудования всегда есть погрешность. Ни одно современное оборудование не может наливать точно 10литров.
в общем тонкостей много. и если все это учесть, в реальности среди всех образцов всегда будет разбег по результатам
Все пробы брались при одинаковых условиях, по крайней мере в течение часа разбег температуры не мог быть настолько большим, чтобы это могло иметь значительные погрешности на конечный результат. Хотя не согласиться трудно — плотность реально важный показатель, но вне лаборатории проверить ее не получится. Еще бы неплохо провести спектральный анализ и до кучи чтобы все было совсем чудно сравнить все это дело с хорошим, например, европейским бензином.
Тонкостей конечно же много, я ничего не утверждал, и лишь привел те факты что смог сам выяснить — правильно это или нет — не могу знать, пусть профи оценивают. В любом случае, если не нравятся результаты, то можешь сам сделать аналогичный тест или проспонсировать еще один тест для меня, и я сделаю все так как ты сам скажешь :)
Каждый должен выполнять свою работу, но….
Верон судя по сообщениям на этом сайте, занялся улучшайзингом нашего общества. Так вот, как бы этот научный труд тоже не перешел в разряд клеветы. Тогда найдутся ликвидаторы и его лжи))
Какие тенденции наблюдаются на рынке? Один из них, рост числа розничных продавцов, соответственно наблюдается соперничество чутьли не за каждого клиента. Качество растет из-за конкуренции, а никак за счет опытов «реальных пацанов».
Это сложный бизнес со своими подводными камнями, а не торговля семечками или одеждой на базаре.
www.naceks.kz/ru/filials/detail.php?ID=45
krg.prokuror.kz/rus/
www.finpol.kz/rus/about/podrazdel/dep_karagandinskaya/
www.salyk.gov.kz/ru/Pages/default.aspx
Как видишь, проверяющих итак немало:)
А чтобы к нам в баки попадал бензин европейского качества это другой вопрос. Он зависит не от частных торговцев, нужна широкомасштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов, которые смогут выпускать бензин евро4/евро5. Вот тогда наши железные кони, произведенные сначала 21 века, не будут знать проблем с нейтрализаторами и лямбда-зондами. Если машина старее, тогда не заморачивайтесь с бензином.
А вот если бы была лаборатория с конкретными результатами анализа бензина на конкретных АЗС — вот это было бы просто чудно. Вообще-то существуют специализированные лаборатории, которые могут сделать платный тест на качество бензина, но простому люду это не по карману, а вот правительство заниматься этим вопросом не торопится… В итоге приходим к тому же от чего ушли — кто-то проверяет бензин баклажками, кто-то смотрит на то как себя ведет машина, а кто-то даже умудрился сделать тест, судя по расходу бензина из одного пункта в другой. Есть еще куча других народных методов, но в итоге все заправщики не остаются без клиентов, а автолюбители расхваливают свои родные заправки, утверждая что там где заправляются они — бензин гораздо лучше :)
В Казахстане половина нефтепродуктов реализуется с нарушениями, об этом сегодня на пресс-конференции по итогам 2012 года сообщил председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Казахстана Рыскелды Сатбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
«Основными нарушениями при реализации нефтепродуктов являются реализация без сертификатов соответствия, без соблюдения требований к маркировке, использование непроверенных средств измерений. Кроме того, установлены многочисленные факты несоответствия реализуемых ГСМ по показателям качества. В целом по республике проведено 227 проверок предприятий, реализующих нефтепродукты, нарушения выявлены в 115 случаях, или в 50,6 процента», — сообщил Рыскелды Сатбаев.
Для примера были приведены случаи в Астане по проверке ТОО «Аскар Мунай Трейд». По результатам лабораторных испытаний, по словам Рыскелды Сатпаева, установлено несоответствие требованиям по температуре вспышки дизельного топлива производства России АО «Газпромнефть-ОНПЗ», при норме по нормативному документу не ниже 62 градусов по Цельсию, фактический показатель составил 50 градусов. Также выявлены факты несоответствия бензина по октановому числу.
«Так, по результатам проверок автозаправочных станций с логотипом „Гелиос“ в Астане бензин марки АИ-98 не соответствует октановому числу — при норме не менее — 98,0 фактическое значение составило 97,5. Бензин марки АИ-95Н производства России ОАО „НовоУфимский НПЗ“ — октановое число при норме не менее 95,0, фактически составляет 94,5», — сказал председатель Комитета технического регулирования.
По его данным, подобные нарушения выявлены также при проверке ТОО «Аррована» АЗС «Энерджи», где было установлено, что бензин марки «Премиум 95» Атырауского нефтеперерабатывающего завода не соответствует требованиям по октановому числу, которое фактически составило 92,5. Бензин марки АИ-92Н Павлодарского нефтеперерабатывающего завода не соответствует требованиям по октановому числу, которое фактически составило 90,7.
«По Павлодарскому НПЗ есть несоответствие в октановом числе. Видимо, там реализаторы повышают октановое число за счет присадок. Допустим, они там получают нормальный бензин, а потом добавляют присадку и повышают октановое число», — добавил Рыскелды Сатбаев.
Другие случаи были выявлены в филиале ТОО «Корпорация Казахмыс», в производственном объединении «Карагандацветмет» установлены факты превышения допустимых норм погрешности налива топлива. Так, по словам председателя комитета, при реализации бензина АИ-80 через топливораздаточную колонку №2 и дизельного топлива через топливораздаточную колонку №1 погрешность составила 200 миллилитров в сторону недолива при норме плюс-минус 50 миллилитров на 20 литров.
«По итогам проверок запрещена реализация 220 партий ГСМ на сумму более 294 миллиона тенге. Привлечены к административной ответственности на сумму более 10 миллионов тенге», — заключил Рыскелды Сатбаев.
http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/polovina-nefteproduktov-v-kazahstane-realizuetsya-s-narusheniyami-226834/